Душевный мир дает тебе возможность продолжать путь, даже если плечи твои отягчены грузом поражения и разочарования
В этой статье мы расскажем об истории Церкви Христа, ее структуре, системе управления, установленном порядке жизни, взглядах на Бога, человека и на его спасение.
Если вы задумавшись идете по улице, и кто-то прерывает ваши размышления вопросом: "Вы когда-нибудь видели настоящих учеников Иисуса?!" или "Вы верите в Бога?", а может, "Хотите выпить чаю с блинами?", то, скорее всего, задавший этот вопрос человек является членом Церкви Христа (Бостонского движения). В большинстве случаев люди отмахиваются от назойливого незнакомца и, вновь погрузившись в прерванные размышления, идут дальше. Наверняка, в вашей жизни были такие ситуации, кто-то из вас остановился, кто-то не ответив, отошел. Эта статья, на взгляд авторов, будет интересна и тем, и другим.
Все началось 1 июня 1979 года1 , когда в городе Бостоне (США), по инициативе пастора одной из протестантских общин, относящейся к Методистской церкви, Кипа Маккина (Kip MacKean) в гостиной его близких друзей Боба и Пэт Гемпел, собралась группа из 30 человек. В тот вечер собравшиеся приняли решение основать новую общину, которая не была бы похожа ни на одну из существующих в мире. Но отойдем еще на 25 лет назад и посмотрим, каковы же были причины, побудившие этих людей принять такое решение.
Кип Маккин родился в Индианаполисе, штат Индиана, 31 мая 1954 года в семье американского адмирала. В конце десятого класса он начинает активно участвовать в деятельности местных общин Методистской церкви. Незадолго до совершеннолетия Маккин переезжает с семьей в Чикаго, куда переводится по службе его отец.
В конце первого курса в Университете Флориды Маккина приглашают в студенческую группу из 90 человек. Группа являлась частью церкви "Кроссроудс"2 , пастором которой был Чак Лукас. 11 апреля 1972 года Кип Маккин крестится и активно погружается в жизнь студенческой группы. В то время традиционная церковь Христа проводит в жизнь план евангелизации, нацеленный на студенческие общежития. Чак Лукас становится наставником и учителем Кипа Маккина, обучает его радикальному принципу ученичества: "жесткий контроль над жизнью членов Церкви". Основанием для этого является утверждение, что Господь Иисус Христос якобы контролировал своих учеников и научил их поступать также. Таким образом Лукас создал систему ученичества, которую Маккин положил в основу своего будущего движения.
В 1975 году после окончания Университета во Флориде и получения ученой степени Маккин становится пастором в студенческом городке Северо-восточного Христианского Колледжа, учебного заведения традиционной Церкви Христа, расположенного недалеко от Филадельфии. Он посещает Теологические Семинары Восточных Баптистов. В этот период становится заметным назревающий конфликт между церковью и молодым пастором. Лидеры различных общин традиционной церкви Христа публично обвиняют Маккина в неправильном, "узком", взгляде на Священное Писание, в буквалистском подходе к нему.
11 декабря 1976 года Кип Маккин женится на Элине Гарсиа-Бенгочеа. В том же году он принимает служение в студенческом городке Университета Восточного Иллинойса, посещает Школу истории религии в Мемфисе (штат Теннеси). В этот период Кипа Маккина обвиняют в манипуляции людьми. Следствием подобных обвинений и возникших разногласий становятся расколы в некоторых приходах. В течение 1976-79 гг. Маккин разъезжает по стране с проповедями, выступает в различных церквях. Уже тогда молодой, но деятельный лидер отличается своей радикальностью по отношению к другим богословским мнениям. В этот период он начинает задумываться над созданием собственной Церкви, которая была бы построена по иному, нежели существующие, принципу. Основной претензией Маккина к остальным христианам является то, что, по его мнению, на сегодняшний день ни одна из известных ему церквей не верна Богу. Вот, что он сам пишет об этом: "Нашей общей мечтой была церковь, где не только студенты были бы полностью преданными, но также и подростки, холостые, семейные и пожилые - словом, все. Насколько я знал тогда, это была радикальная концепция, не использованная ни в какой другой церкви или движении" .3
Вот почему 1 июня 1979 года в доме близких друзей Кипа Маккина Боба и Пэт Гемпел собралась группа христиан из Лексинтонгской (Бостонской) церкви Христа (традиционной), которая приняла решение о создании новой общины. Развиваясь, эта община должна была стать "движением Бога в современном мире"4 : собрать всех верных Богу людей, "восстановить" Церковь первого столетия и получить монополию на спасение. Вот что пишет Кип Маккин: "Я верю всем сердцем, что Бостонское движение является современным движением Бога" .5
С этого момента начинается отсчет существования Бостонского движения и изменений в Лексингтонской (Бостонской) Церкви Христа, пастором которой Кип Маккин был в то время. Разрабатывается серия занятий по Библии, состоящая из девяти уроков. Впоследствии этот "ударный курс" для крещения сократится до пяти 6 уроков. Они были напечатаны и распространены по всем церквям движения. В настоящие время существует брошюра, которую обязан иметь каждый ученик. Называется она "Первые принципы". Для членов Церкви она является главной духовной ценностью после Библии, так как в ней Кип Маккин четко и детально обозначил позицию Церкви по ключевым богословским вопросам. Очень важна для учеников эта брошюра еще и в качестве главного орудия евангелизации. С желающим присоединиться к Церкви Христа прежде всего проводят занятия по изучению "Первых принципов". Основой Веры Церкви служат основные постулаты веры традиционных церквей Христа, однако на фоне этих вполне христианских убеждений развились взгляды, которые и отличают Бостонское движение от всех остальных. Далее мы печатаем названия занятий в том виде, в каком они даются в "Первых принципах".
Теперь подробнее о каждом из них.
Занятие №1: "Что значит быть учеником".
По словам самого Кипа Маккина, занятие разработано, чтобы провести четкую границу между Бостонской Церковью Христа и остальными существующими группами. Ключевым в этом занятии можно назвать отрывок из Деяний Апостолов 11:19-26, в частности стих 26: "Целый год собирались они в Церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами". Кип Маккин изобретает новый термин "Ученик" (не нужно путать его с библейскими учениками), которым полностью заменяет понятие "Христианин". Вот, что он пишет: "Смысл этого прост: вы не можете спастись, не будучи христианином, и не можете быть христианином без того, что вы будете учеником Христа" 7 . Далее идет вывод: спасенный = христианин = ученик. Значит, только ученики могут быть христианами, и только ученики могут быть теми спасенными, которые после смерти получают в награду вечную жизнь с Богом. Далее Кип Маккин пишет: "Параллели с книгой Деяний позволяют безошибочно определить…" наше "движение как движение Бога". Сделанный вывод достаточно конкретен: спасенными христианами являются только адепты Бостонской Церкви Христа, так как только они являются по-настоящему верными учениками Иисуса Христа. Все остальные по-настоящему верующие рано или поздно окажутся среди "учеников", Бог приведет их в Церковь Христа, где они обретут спасение. Если этого не произойдет, то они не были по настоящему верующими. 8 "Истинная церковь состоит только из учеников", - пишет Кип Маккин. И далее: "…чтобы креститься, ты обязан прежде всего принять решение быть учеником и затем креститься…" Таким образом, аннулируется крещение, перед которым претендент не ощутил себя "учеником". Поэтому большинство уже крещеных людей в Лексингтонской (Бостонской) церкви были крещены заново .9 Этот "радикальный" урок расколол традиционную Церковь Христа, началась, как выразился Кип Маккин, "реконструкция" церкви. К 1986 году несколько общин традиционной Церкви Христа перешли в Бостонское движение, в частности церкви в Кингстоне (Ямайка), Сан-Франциско (США), Сан-Диего, Сиднее (Австралия) и др.
Другим важным моментом этого занятия являются выводы, сделанные из стиха 4:1-2 Евангелия от Иоанна: "Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, - Хотя сам Иисус не крестил, а ученики Его…" Вывод таков: крещен может быть только ученик, а ученика в свою очередь может крестить только ученик10 . Следовательно, истинное крещение может состояться только в Бостонском движении.
В заключение занятия задаются несколько вопросов, ответить на которые требуется определенным образом:
Занятие №2: "Слово Бога".
Библия - слово Бога, ученик должен нести весть о спасении другим людям, главная цель жизни - крестить и проповедовать. Для члена Церкви Христа это означает, что учеником является тот, кто каждый день несет другим людям Слово Божье. Отсюда один из главных принципов Церкви Христа: настоящим спасенным учеником является только тот, кто проповедует каждый день. А результат твоей проповеди - гости, которые приходят к тебе на богослужение каждое воскресенье. Есть проповедь - есть гости и крещения, значит, все в порядке, нет проповеди - нет гостей, значит, в твоей жизни поселился грех и ты не полностью верен церкви, а значит Богу. За постоянное отсутствие гостей на собраниях любому ученику могут сделать серьезный вызов .11
Занятие №3: "Свет и тьма".
Все греховны, прощение грехов происходит при крещении, одновременно же осуществляется и спасение. Это занятие для желающего креститься в Церкви Христа является исповедью. Претендент должен признаться в своих грехах, ничего не утаив подробно рассказать о своей жизни. В ответ на это занимающийся с претендентом ученик рассказывает о своих грехах, добиваясь таким образом расположения к себе новичка. Мы приводим список грехов, рассматриваемых на этом уроке (См. Послание к Галатам 5:19-21):
Занимающиеся подробно обсуждают каждый из упомянутых грехов, вспоминают собственные поступки. Больше всего, конечно, говорит желающий стать учеником. Затем следует общее покаяние. Претендент признает себя "виновным" и принимает решение креститься. Это занятие является краеугольным камнем для создания мироощущения, основанного на стыде и чувстве вины перед Богом и людьми за свою жизнь .12 Давящий комплекс неполноценности развивается пропорционально количеству времени, которое ученик является адептом церкви Христа. Это не дает уйти из движения, поскольку единственный шанс на спасение только в Церкви Бога, коей и является Церковь Христа. "А раз она определяет мое поведение как греховное, значит, так оно и есть, и уход означает предательство Бога и потерю спасения". Ученик постоянно пытается увидеть влияние сатаны на него и на всю окружающую его жизнь. Мир разделяется на две части: "Мы и они".
По примеру этого занятия происходят все акты покаяния в Церкви Христа. Ученик кается во всех своих грехах своему лидеру, своим друзьям, существует публичное покаяние перед всей церковью, покаянные письма к Церкви и т.д.
Занятие №4: "Распятие Христа". На занятии читается статья доктора С. Трумэна Дэвиса (Статья в журнале "Аризона Медисин", март, 1965 год) "Описание смерти Христа с точки зрения медицины". Занятие направлено на формирование все того же чувства вины. Приведем некоторые отрывки из статьи:
"В этой статье, я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей, или страданий Иисуса Христа. Мы проследим Его путь из Гефсиманского сада на суд, затем после Его бичевания, шествие на Голгофу и, в конце концов, Его последние часы на кресте…
Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих аспектов, я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: "кровавый пот"… Описание явления гематидроса или кровавого пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального стресса, мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и, возможно, шока.
И вот идет подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда, и Его руки привязывают над головой к столбу… Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных ремней, с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах. Тяжелая плеть, со всей силой, снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. В начале тяжелые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань, вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен и, наконец, приводят к разрыву мышечной ткани. Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки, кожа на спине свисает длинными клочьями, и все это место превращается в сплошное кровавое месиво.
Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для костра) и сплетают венок, который надевают на Его голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив Его лицо, легионеры берут у Него трость и бьют Его по голове, чтобы терновые шипы еще глубже вонзились в кожу.
Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство, перед тем, как вбивает тяжелый, квадратный, кованый гвоздь в запястье руки и пригвождает ее к кресту.
Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястье, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдает в пальцы и пронзает всю руку и мозг - гвоздь, вбитый в запястье давит на срединный нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, Он приподнимается, перенося вес Своего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.
В этот момент происходит еще одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей, пульсирующей боли. И эти судороги лишают Его возможности приподнять Свое тело. Из-за того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могут сокращаться, воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подтянуться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в легких и крови, судороги частично ослабевают, и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха…
После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце…
Иисус издает крик: "Меня мучает жажда" - это пятая Его фраза… Страдания Христа достигают крайней точки, Он чувствует холодное дыхание приближающейся смерти. И Он произносит Свою шестую фразу, которая, возможно, является не только лишь причитанием в предсмертной агонии: "Вот теперь все". Его миссия искупления грехов человеческих завершена и Он может принять смерть.
Еще одно последнее усилие, Он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляет колени, делает вдох, и издает Свою седьмую и последнюю фразу: "Отец, в твои руки передаю дух Мой"… Остальное известно…"
"Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку - и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление".
После чтения статьи претенденту в ученики говорят: "Вот ТЫ какой, это все ТЫ каждый день своим грехом вбиваешь гвозди в руки и ноги Христа, готов ли ты изменить свою жизнь и не УБИВАТЬ больше Бога, готов ли ты стать учеником?" Как Вы, конечно, догадываетесь, уважаемый читатель, ответ не заставляет себя долго ждать.
Занятие №5: "Церковь - Тело Христа".
Церковь Христа единственно правильная церковь на Земле, церковь Бога. Все остальные церкви впали в грех и служат сатане. Уход из Бостонского движения означает уход от Бога. "Выбор за тобой", - говорит лидер - "Или ты оправдаешь доверие, оказанное тебе Христом, или предашь Его".
Мы приводим здесь письмо, которое получил бывший член Церкви Христа, ушедший по своим убеждениям в одну из христианских церквей. Мы оставили его без каких-либо изменений:
"Привет, такое ощущение, что ты был в Церкви два дня! Раз ты не понял необходимость лидерства, свободы от греха и (такого) бредового понятия, как личное ученичество или там как ты думаешь... У меня к тебе есть всего один вопрос, не обижайся, если он прямой и суровый: -как тебе живется со знанием, что ты ПРЕДАЛ Христа??? Ведь даже Иуда не смог прожить одного дня и удавился. Это не призыв к суициду, а просто вопрос - неужели, когда уходишь от Бога, все действительно с сердцем становится плохо???"
Это письмо показывает отношение людей в церкви Христа к тем, кто пытается покинуть или уже покинул движение. Уверенность в избранности, уверенность в монополии на истину - не правда ли, пугающие взгляды?
Приводим без изменений один из выводов пятого занятия, как он написан в "Первых принципах".
"(ученик) 13 должен приходить на все, что происходит в Церкви (воскресная служба, служба по средам, семейное время, беседы по Библии, свидания, специальные программы по изучению Библии и т. п.)". "И т. п." означает, что список далеко не полный.
Еще одной отличительной особенностью Церкви Христа является то, что, несмотря на наличие богословия, почти никто в церкви не знает, что это такое, за исключением небольшого количества подготовленных проповедников. Некоторые лидеры говорят своим ученикам: "Слишком много читаете ненужной литературы, не забивайте себе голову всякой чушью, есть только Библия". Церковь Христа отставила в сторону все размышления, которые христианство накопило за две тысячи лет. Стандартный набор заученных наизусть стихов из Библии позволяет дать ответы на все вопросы. Собственно изучения Слова Божьего не происходит, библейские тексты трактуются вне рамок исторического контекста. Каждый делает это по-своему, в меру полученного образования, эрудиции и знаний о мире. Многое определяют эмоции.
По прошествии пяти уроков и после принятия претендентом решения о крещении наступает время последнего испытания - "подсчета стоимости" (см. Евангелие от Луки 14:28-30). Это встреча с лидером группы, сектора, региона или Церкви. Претенденту задают несколько формальных вопросов, проверяют, как он усвоил материал пройденных занятий. Как правило, сразу после этого дается разрешение на крещение. Крещение производится только полным погружением. Считается, что, если какая-либо часть тела окажется над поверхностью воды, крещение не будет действенным и Дух Святой не сойдет на крещаемого . 14
С этого момента ученик обязан:
Таинств в Церкви Христа не существует. Причастие купленным в соседнем магазине вином и специально испеченным хлебом - это воспоминание о крестной смерти и Тайной Вечере. Венчание проводится исключительно с личного разрешения лидера Церкви, который определяет, подходят партнеры друг другу или нет. Прежде всего, речь идет о "духовном" соответствии. Приведем пример из жизни. Молодые ребята, долгое время мечтавшие пожениться, приняли наконец такое решение и сообщили о нем лидеру Церкви. Лидер запретил венчание, аргументировав это тем, что сестра слишком слаба в сравнении с ее избранником. Брату поставили условие: либо поездка в другой город в качестве евангелиста, либо женитьба, отказ от должности и позор, без возможности дальнейшего роста. Молодой человек выбрал первое.
Теперь вернемся к истории:
С 1980 по 1985 год Церковь в Бостоне с 200 человек вырастает до 2000. В 1981-82 гг. Кип Маккин озвучивает новую "идею-мечту для всего мира": в каждом городе должна быть церковь "учеников". Евангелизация всего мира в одно поколение - вот, что стало целью для лидеров Церкви Христа. "Если послать небольшую группу учеников - основу будущей церкви - в каждый ключевой метрополис мира, то они, крестя учеников и взращивая лидеров, смогут в свою очередь посылать новые группы в столицы разных стран. Церкви столичных городов затем смогут посылать группы в другие города этой страны, и со временем все нации будут полностью евангелизированы" - так пишет Кип Маккин в своих статьях, обращенных к членам церкви. В июле 1982 года Даг Артур и Джим Ллойд основали в Лондоне (Великобритания) первую за пределами США церковь. Церковь Христа начинает быстро распространяться: в 1983 была основана церковь в Нью-Йорке (США). В 1985 - в Торонто (Канада) и в Провидэнс (Род-Айленд). Позднее, в 1986 г., была отправлена команда в Йоханнесбург (Южная Африка). Далее: Париж, Стокгольм, Амстердам, Брюссель, Мюнхен, Берлин, Милан, Манила (Филиппины). В конце 80-х годов церкви были основаны в Африке (8 церквей), Индии Японии, Южной Америке, Китае. В Москву команда миссионеров прибыла в июле 1991 года, и с этого момента начинается быстрое распространение движения в России.
Церковь Христа имеет свое издательство "Международная типография учеников" (IDP) в Бостоне, регулярно выходит журнал Лос-анжелесской ЦХ "LA Story". Существует агентство KNN (Kingdom Network News), несколько раз в год выпускающее новости "царства", переводимые на разные языки. В 1991 году была организована благотворительная организация "Hope" ("Надежда").
Со дня основания движения складывается уникальная для религиозного объединения система управления, окончательно сформировавшаяся к 1993 году. О ней мы расскажем подробнее.
Церковь Христа - движение, ориентированное преимущественно на молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Связано это прежде всего с принятым в церкви стилем жизни (об этом вы могли прочитать в первой части брошюры), а также с радикальностью взглядов и позиций по тем или иным вопросам. То обстоятельство, что основной контингент церкви составляет молодежь, преимущественно студенты, объясняет высокий процент крещений, но также и высокий процент уходов из движения. В целом наблюдается стабильный рост движения за счет новых крещений. Ситуация зависит от времени года (сессии, каникулы) и от личных отношений, складывающихся в движении.
Церковь Христа - это движение с пирамидальной системой управления, на вершине которой находится основатель движения Кип Маккин. Маккин разделил мир на девять секторов 15 , лично поставил лидеров секторов и сам "наставляет" их в Вере. Лидеры мировых секторов, как правило, встречаются два раза в год. Они принимают также участие во Всемирной конференции лидеров ЦХ, где выносятся все важнейшие решения. Кроме лидеров мировых секторов в конференции принимают участие старейшины (почетное звание в ЦХ), ведущие евангелисты (в каждом городе церковь возглавляется евангелистом) и ведущие национальные лидеры, которые обычно и являются ведущими евангелистами. Не признается никакой автономии церквей. Все руководство осуществляется из Лос-Анджелеса, центра жизни Церкви Христа. Руководство церквями в России осуществляется из Москвы.
Теперь немного об управлении на местном уровне. Административная структура городской церкви во всем мире одинаковая, за небольшим исключением. Мы сделаем описание на примере Санкт-Петербургской Церкви Христа, численность которой варьируется от 600 до 1000 человек. Берем за основу среднюю цифру 800 человек и соответственно усредняем все остальные данные. Основная структурная единица Церкви - беседа о Библии (или просто беседа). Состоит в среднем из 8-10 человек. Возглавляют беседу два лидера: так называемые "женский" и "мужской" 16 (женщин наставляет (ведет) женщина, мужчин ведет мужчина, при этом "женский" лидер подконтролен "мужскому"). Беседы объединяются в "семейные" группы. В среднем в одной семейной группе 3 - 4 беседы (около 30 человек). Семейные группы объединяются в сектора (3-4 семейных группы, около 100 человек). Сектора объединяются в регионы (2 - 3 сектора, 200 - 300 человек). Регионы составляют город (2 - 3 региона), которым руководит евангелист. В семейных группах, секторах, регионах также существуют свои лидеры. Теперь в ходе несложных математических расчетов подсчитаем процент лидерства от общего количества членов. Получаем не много ни мало 30 процентов, причем, чем меньше церковь, тем больше процент лидерства (иногда до 50 процентов). Такое количество наставников необходимо для более качественного контроля над членами движения. Каждый человек в Церкви имеет своего лидера. Таким образом, мы получаем тотальный контроль над всеми членами церкви, осуществляемый через пирамидальную систему управления и систему исполнения распоряжений. Один из основных лозунгов, выдвинутых Кипом Маккином: "Верность Богу через верность лидеру". И еще: "подражая своему лидеру, ты становишься ближе к Богу". 14 мая 1988 года Кип Маккин сказал: "Единственный случай, когда вы не должны слушаться его (лидера), - если он противоречит писанию или противоречит вашей совести. Но во всем остальном, во всем, что касается вашего мнения, вы… подчиняетесь!" Хочется отметить, что система лидерства (наставничества) является отличительной чертой этого движения и играет одну из главных ролей в создании психологической зависимости, которая возникает у человека в Бостонском движении. В большинстве статей западных и российских исследователей Церкви Христа вы встретите слово "наставник", но мы используем термин "лидер" намеренно, так как внутри самого Бостонского движения, во всяком случае, в России, он является общепринятым. Вследствие подчинения и подражания одного человека другому, на выходе мы получаем десятки тысяч совершенно одинаковых людей, подражающих в конечном итоге одному человеку - Кипу Маккину.
Такова картина Церкви Христа в том виде, в котором она представляется авторам статьи. Далее, наверное, следовало бы сделать выводы, подвести итоги, но мы этого делать не будем. Каждый человек имеет право на собственный выбор, его мнение стоит уважать. В противном случае, чем мы будем отличаться от тех людей, о которых пишем? Выводы должны сделать вы, уважаемые читатели. Нашей целью было лишь помочь вам в этом, предоставить полную и достоверную информацию. Конечно, как это обычно бывает, текст имеет некоторую эмоциональную окраску, но мы всячески пытались ее минимизировать.
[1]Данные взяты из работы Киппа Маккина "Революция через восстановление: от Иерусалима до Рима, от Бостона до Москвы".
[2]Церковь "Кроссроудс" являлась частью движения Традиционных церквей Христа (Методистская ветвь), повсеместно распространенных в США.
[3]"Революция через восстановление: от Иерусалима до Рима, от Бостона до Москвы" (Глава "Восстановление в Бостоне").
[4]Название одной их глав статьи Кипа Маккина "Революция через восстановление: от Иерусалима до Рима, от Бостона до Москвы". Издание Церкви Христа.
[5]Кип Маккин "Революция через восстановление: Церковь ХХ столетия" Издание Церкви Христа.
[6]В Церкви Христа постоянно происходят изменения этих занятий. На момент издания занятий может стать больше.
[7]Статья "Революция через восстановление: от Бостона до Москвы" (Глава "Восстановление в Бостоне").
[8]Если Вы зададите рядовому адепту Церкви Христа вопрос: "Будут ли спасены те, кто не ходит в Церковь Христа?" он Вам ответит примерно следующее: "Не наше дело думать об этом, Бог сам позаботится о верующих в него, но если честно, то я думаю, что нет!"
[9]Даг Артур, Джойс (Кросби) Артур, Лини (Хэмбри) Грин, семья Мохед, семья Фосс, семья Кросби и другие близкие друзья Кипа Маккина.
[10]Смотрите статью Джеймса Бъернстада, доктора философии: "Успех? Какой ценой".
[11]Вызов - способ воздействия на членов движения. Обвинение в грехе и наложение обязательства покаяния. В случае неповиновения, удаление от Церкви.
[12]Читай подробнее в первой части брошюры.
[14]Подробнее ознакомиться с вопросами, связанными с крещением в Церкви Христа можно найти в статье "Успех? Какой ценой?" доктора философии Джеймса Бъернастада.
[15]Вот эти сектора:
[16]Термины Церкви Христа © Авторские права принадлежат Огаркову Николаю: составителю текстов,
2000-2003 год. Разрешено свободное распространение при условии сохранения ссылки
на автора и целостности текста. Разрешено свободное использование для
некоммерческих целей. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка
(hyperlink) на www.nic-forum.narod.ru обязательна.
© Разработка и сопровождение Огарков Николай, 2002-2003 г. Запрещается
использование стиля и элементов дизайна без соответствующего на то
разрешения.
[Главная]